Суд Санкт-Петербурга обязал суррогатную мать передать детей биологическим родителям
21.02.2017
В Петербурге поставлена точка в громкой судебной тяжбе - суррогатная мать против биологических родителей. Женщина, которая выносила близнецов, неожиданно начала свою игру. Материнский инстинкт или тяга к наживе - суд выслушал доводы обеих сторон. И вот теперь есть решение, от которого зависит счастье детей.
Это был закрытый от прессы судебный процесс. Ведь речь шла о судьбе несовершеннолетних, что, впрочем, не единственная, и, пожалуй, даже не главная причина. В адвокатских кругах говорят - судьи до последнего сомневались, каким быть решению. Слишком тонкий морально-этический вопрос, да и однозначной судебной практики еще не сложилось.
Вплоть до дня заседания служители Фемиды интересовались у защитников одной из сторон, не пошли ли те на мировую? Но договориться по-хорошему так и не получилось. Биологическим маме и папе Петра и Павла (суррогатная мать зовет малышей Арсений и Александр) до сегодняшнего дня не разрешала даже увидеть малышей.
«Сопротивление с ее стороны постоянно идет на протяжении всех этих процессов, и первого, и второго суда. Когда мы только подходим и пытаемся увидеть лица детей, с их стороны идет агрессия, ругань и чуть ли не нецензурная брань», - говорит Сергей Фролов.
И до заседания суррогатная мать Татьяна Суздалева с биологическими родителями близнецов не то что разговаривать, даже пересекаться не стала, проскочив мимо телекамер в зал суда. Полтора часа потребовалось, чтобы вынести решение - оставить детей не той, что по документам, а той, что по крови является мамой.
«Суд сегодня определил отменить решение суда первой инстанции в части взыскания с Татьяны морального вреда, это 200 тысяч рублей. В остальной части решение суда было оставлено без изменений, а наша жалоба была оставлена без удовлетворения. Конечно, мы будем обжаловать его до самой последней инстанции», - сообщил адвокат Татьяны Суздалевой Игорь Абалов.
Фактически городской суд сегодня оставил в силе решение районных коллег, которые еще в сентябре прошлого года постановили, что жить близнецы должны с биологическими родителями. Это Марина и Сергей Фроловы. 20 лет они безуспешно пытались завести детей. Наконец, решились на не самое простое решение - суррогатное материнство. Подходящего кандидата нашли быстро, сначала планировали одного ребенка, но получилась двойня. Для малышей даже стали покупать одежду и игрушки, но «вторая» мама еще до рождения малышей заявила, что детей не отдаст «никому, никогда и ни за что не отдам – я их вынашивала, я их родила и я их ращу», - говорила она.
Татьяна Суздалева просила увеличить размер гонорара в два раза, ведь изначально речь шла об одном ребенке. Но потом и от денег стала отказываться. Формально развелась с мужем, стала матерью-одиночкой четверых детей и получила право на улучшение жилищных условий. В свидетельстве о рождении себя записала матерью, бывшего мужа отцом, ведь по Семейному кодексу имела на это право. Статья 51 гласит - биологические родители по документам могут стать мамой и папой, только если суррогатная мать даст на это согласие.
«В настоящий момент единственными законными родителями являются эти двое людей, которые стоят рядом со мной. Других родителей у детей нет. Запись о родителях, где была записана Суздалева и ее супруг, исключена», - заявила адвокат семьи Фроловых Ксения Иванова.
«Мы надеемся на благоразумие Татьяны, что она поступит по-человечески, отдаст детей», - сказал Сергей Фролов.
Сразу из суда Фроловы отправились туда, где сейчас живут восьмимесячные Павел и Петр, но увидеть их Марине и Сергею так и не удалось, хотя забрать детей они имели право сразу после заседания. В России нет четкого закона, регулирующего отношения и споры между родной матерью и суррогатной. Но психологи уверены - оставлять даже грудного малыша той, что просто вынашивала, неправильно.
«Она старается отделить себя от ребенка и не выстраивать эти отношения, близкие отношения привязанности. То есть, в период до рождения он не получает этого важнейшего опыта эмоционально близкого, эмоционально позитивного взаимодействия с собственной матерью», - считает психолог, доцент кафедры психологии СПбГУ Светлана Савенышева.
Больше всего Марина и Сергей боятся, что Татьяна, суррогатная мать, снова бросится в бега. Ведь за полгода она поменяла уже не одно место жительства, и формально - ведь по документам все еще является мамой - может вывезти детей куда угодно.